пятница, 24 июня 2011 г.

Вкусные слова


Недавно в Твиттере одна девушка с псевдонимом @sk_dont_panic написала, что ей «по непонятным причинам нравится слово «колумнист»», попутно спросив, какие слова нравятся твиттерянам. В ответ были предложены слова «беллетристика», «дескать», «коньюнктура», «апофеоз» и др. А я задалась вопросом, почему те или иные слова нам нравятся, а другие вызывают блевотное чувство? Как часто мы ловим себя на мысли, что какое то слово просто режет слух.
Может сочетание букв или звуков вызывает такую реакцию? Есть ведь понятие «мелодика речи», может есть и мелодика слова?
В любом случае, каждый из нас может похвастаться набором слов, которые он ежедневно употребляет в своей речи, или те, которые ему даже противно произносить. Я сейчас не имею в виду мат. Я говорю об обычных, привычных слуху каждого словах. Но ведь слова – это просто набор звуков, обозначающих то или иное явление, предмет, качество.
Есть слова, которые просто вкусны, их хочется посмаковать во рту, произнося снова и снова, причем не обязательно вслух. Вот слово «конгруэнтный» - оно прямо как сочная ягода, как вкуснейший напиток, как коньяк, который растекается от кончика языка по гортани. Или слово «волюнтаризм» - оно наполнено некой хитростью и почему то ассоциируется с какой-то авантюрой или авантюризмом. Вот еще слово «фрустрация» - само слово означает разочарование, но на «вкус» оно совершенно очаровательно.
Быть может это закономерная звуковая ассоциация, а может мое личное восприятие. Вот слово «брутальный» имеет для меня невкусный оттенок. И значение слова тут тоже совершенно ни при чем. Возможно, это слово связано просто с довольно частым его употреблением в последнее время, причем к месту и не к месту. Я вообще заметила, что как только какое-то слово становится «модным», оно сразу теряет свою прелесть.  
В детстве мы с друзьями любили ассоциировать слова с различными кривыми в зависимости от их звучания. Или не кривыми, а с геометрическими фигурами или вообще с  возникшими в голове образами.
Например, слово «стол» представлялось в виде тупого угла, а «стул» - наоборот острого. Слово «гармония» - это ровная синусоида или замкнутый круг. Слово «эвфемизм» - это как будто кто-то шел, шел и споткнулся. Бац, вот вам «эвфемизм» - спотыкание.
Часто значение слова при этом замыливается. Что я называю замыливанием? Попробуйте много-много раз произнести какое-либо, совершенно любое слово. Сначала вы потеряете его истинное значение. Нет, то есть вы, конечно, будете знать, что оно означает, и даже будете соотносить его в своем мозгу с тем, что оно означает, но смысл слова потеряется. А затем на слух вам будет казаться оно совершенно идиотским набором звуков. В конце концов, вы задумаетесь, а почему собственно дверь называется «дверью», а «идиосинкразия» - именно так.
И не надо мне говорить, что все, что написано здесь – это полный бред. Я и сама это прекрасно знаю. И это вовсе не попытка написать что-то умное, а просто ностальгия по  детству, когда мы придумывали себе словесные игры и занимались всякой ерундой. Вот.

24.06.2011 (я)

Комментариев нет:

Отправить комментарий