вторник, 13 ноября 2012 г.

Мое советское детство

Все написанное ниже отражает исключительно мое мнение и ни в коей мере не является ...



Частенько в последнее время слышу реплики о том, как хорошо было в Советском Союзе, какую страну потеряли и т.п. Наверное у этих людей есть основания так говорить, есть аргументы, которые они могут привести в свою пользу. Я всего лишь хочу написать свои мысли и воспоминания о Советском Союзе. 

Советский Союз, как гласит Википедия, это государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год в Европе и Азии. То есть без одного года 70 лет. Это ведь достаточно большой период, чтобы говорить о нем как о едином целом. Существование государства похоже на жизнь человека - от рождения до смерти, который первоначально является ребенком, формируется растет, крепнет, учится. Далее происходит период его взросления, расцвет сил и творчества. И наконец, период старения, когда появляются и прогрессируют болезни, истощаются жизненные силы организма, мыслительная деятельность ухудшается. 


Как нельзя разные периоды жизни человека сравнивать друг с другом, так и говоря о Советском Союзе, нельзя сравнивать новообразованное государство, коим он являлся в 20-е годы XX века, с довоенным и послевоенным, и уж тем более с позднесоветским его периодом. 
Уверена, что в первые годы существования Союза было немало недовольных существующим режимом граждан, сожалеющих о свергнутом царизме, сетующих на неправильный политический строй, на засилье власти и т.п. То есть по сути, то же самое, что мы слышим вокруг себя в настоящее время. Не является ли это очевидным следствием государственных потрясений, вечным спутником глобальных перемен? 

Не буду говорить о достоинствах и недостатках каждого промежутка, ибо это будет уже отражением не моих личных впечатлений, а историков и очевидцев. Родившись в 1975 г. мне довелось застать лишь неполных 16 лет советского государства, да и то большая часть из них пришлась на мое несознательное детство. Соответственно и все мои воспоминания исключительно об этом периоде, ну и еще немного по рассказам моих родителей. 

Детство мое прошло в частном доме без каких-либо удобств. Ни канализации, ни водопровода, ни центрального отопления мы не знали в принципе. Единственным коммунальным благом был газ, при помощи которого мы готовили пищу и отапливали  дом. Туалет у нас хоть и находился в доме, но был холодным и зимой мы частенько ходили в ведро. Горячей, впрочем как и холодной, воды в доме не было, поэтому мылись мы в железной ванночке посередине кухни, а раз в неделю ездили в общественную баню. О таких излишествах, как собственная ванна, мы могли только мечтать. Большинство наших соседей жили в таких же условиях, но и это считалось благом. 

Да, мы конечно стояли в очереди на квартиру, ибо в свободной продаже недвижимости не было, и предоставлялись они бесплатно, но ожидания затягивались не на год или два, а на 10-15 лет. Мои родители переехали в Тверь в 1974 году, а квартиру получили только в 1987. Но нам еще повезло, знаю несколько семей, которые ожидали получения квартиры, живя в бане или в строительном вагончике. 

Это сейчас существует такое понятие как рынок недвижимости, на котором помимо купли-продажи, есть также найм жилья, а во времена моего детства снять квартиру было невозможно, просто потому что их никто не сдавал. 

Да и полученные квартиры - это были отнюдь не шикарные хоромы в монолитном доме с возможностью индивидуального отопления и свободной планировкой. Это тонкостенные панельные многоэтажки, прозванные в народе "спичечными коробками", в которых типовая планировка с узкими проходными коридорами и отличная звукопроницаемость. Они было немногим лучше хрущевок и брежневок, в крошечных комнатенках и кухнях которых ранее теснились счастливые обладатели собственного жилья.  


Самыми шикарными считались сталинки, потому что стены в таких домах были толстыми, потолки высокими, а комнаты большими. Но мало кто из простых людей жил в таких домах. 
Моя мама долгое время работала в сфере общественного питания. По ее рассказам, общепит в советское время был ужасен. Им привозили полусгнившие продукты, которые на выходе должны были превратиться во вкусные дешевые блюда с широким ассортиментом. 

Самым страшным было посещение СЭС. Если кто не знает, это санитарно-эпидимиологическая служба, в обязанности которой входило инспектирование мест общественного питания на предмет соблюдения санитарных правил. В реальности, проверка была весьма условной и ее результат сильно зависел не от чистоты кухни, а от тяжести и разнообразия наполненных для презента сумок.
Это были чистой воды взятки, однако это было частью системы, все всё понимали, но никто не возмущался. Ибо своя задница была дороже. 

Помимо СЭС, существовала страшная штука, под названием ОБХСС. Уже позже я узнала, что так назывался Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности, то есть с воровством. Воровства, как вы понимаете, в строящем коммунизм и светлое будущее Советском Союзе, быть не должно, посему обнаружение любой недостачи (а они при такой организации общественного питания не могли не быть) грозило серьезными неприятностями. И на выходе из столовой работников ОБХСС также ожидали холщовые сумки доверху набитые продуктами, недостача которых в дальнейшем списывалась на усушку и утруску.

В задачи ОБХСС входила также борьба со спекуляцией. Это сейчас продажа и перепродажа купленных за границей товаров является основной деятельностью многих фирм, а в советское время за такие действия можно было угодить за решетку. В этой связи до сих пор мучает вопрос, как сейчас чувствуют себя те люди, которые в советское время отсидели срок за спекуляцию?

СЭС и ОБХСС - эти два загадочных для детской души слова пугали меня больше чем страшилки про бабу Ягу. 

В те времена, все, кто имел хоть какой-нибудь доступ к продуктам считались блатом. Иногда речь даже шла не о заморских сырах, копченой рыбе или мясных деликатесах, а об элементарных апельсинах, сыром мясе, пошехонском сыре. В магазинах иногда это можно было купить, а в коопторгах продавалось даже несколько сортов колбас и разного вида свежее мясо, но мы ходили туда как на выставку, ибо наших денег на такие вкусности не хватало. 


Отгадайте загадку: Длинная зеленая колбасой пахнет! Что это? 
Если вы знаете ответ, поздравляю, вы родились в Советском Союзе и жили на расстоянии одной электрички от Москвы. Тверь как раз такое место. 
Мы ездили в Москву за продуктами, одеждой, туалетной бумагой, да собственно вообще за всем. Купить в Твери такие вещи как женские колготки, сапоги или бюстгальтер представлялось немыслимым.


Хорошо помню времена, когда мой отец вставал в 5 утра и пешком шел в другой район города, где находился "Индпошив обуви", ибо только там можно было записавшись в очередь 95-м, получить талончик на этот самый индивидуальный пошив. Сапоги были готовы аккурат к лету. 

Я в большинстве своем донашивала одежду и обувь старшей сестры. Во-первых, покупать каждый год, а именно столько они держались, по две пары новых сапог, туфель и сандалий было расточительно, а во-вторых, в продаже их обычно не было нужного размера или цвета. Ассортимент товаров в магазинах оставлял желать лучшего.  Выбирать по принципу "нравится - не нравится" нам не приходилось - брали, что есть, иначе рисковали остаться без обуви вообще. 

Соотношение зарплат по покупательской способности несравнимо с нынешними. 
Например, вареная колбаса была двух сортов: по 2-20 и по 2-80. Буханка черного хлеба стоила 18 копеек. Если оценивать покупательскую способность моих родителей, имевших около 200 рублей совокупного дохода, то в месяц мы могли купить 1111 буханок или почти 91 кг колбасы. 

В перерасчете на сегодняшний день, чтобы купить такое же количество черного хлеба стоимостью около 20 руб., необходимо иметь совокупный доход обоих супругов чуть больше 22 тыс. руб. Я допускаю, что в деревнях люди живут и на меньшие деньги, но в городах, у большинства семей семейный бюджет гораздо выше.


Иметь автомобиль мы не могли, потому что нужно было не просто копить на него всю жизнь, но и стоять в очереди на него несколько лет. В моей памяти еще остались объявления в газете, в которых автомобиль "Жигули" менялся на квартиру. 

Несмотря на все вышесказанное, я не жалею о том, что мне довелось родиться в Советском Союзе и испытать все прелести "совка", как его модно нынче называть. Ибо все это происходило в моем детстве, а в этот беззаботный период, и небо кажется синее, и все карандаши ярче!  

Кстати те, кто сейчас жалуется на то, что Путин остается у власти уже практически четвертый срок президентства, включая медведевский период, плохо знают даже совсем недавнюю историю нашей страны. После смерти Сталина Хрущев Никита Сергеевич правил 11 лет, назначенный после него Брежнев Леонид Ильич оставался у власти - 18 лет. И только последующие назначения Андропова и Черненко были кратковременными вследствие их ухода с поста по причине смерти. Не существовало никаких выборов, мнения народа никто не спрашивал, по причине отсутствия в этом необходимости. Многие ругают М.С. Горбачева за его действия, приведшие к распаду Союза и мало кому приходит в голову, что он был всего лишь центральной фигурой на время правления которой пришлась смерть живого организма под именем Советский Союз. Будь на его месте другой человек - ситуация не изменилась бы кардинально, она произошла либо позже, либо другим способом, но она была неизбежна. 

Сокрушаться по Советскому Союзу равносильно воспоминаниям об ушедшем председателе товарищества садоводов и огородников, который был прекрасным человеком, прожившим долгую, и местами счастливую жизнь, с упоением возделывая свой огород, был бесконечно добр к своим детям и внукам, но совершенно равнодушен к остальным дачникам.

13.11.2012 (я)

7 комментариев:

  1. "Сокрушаться по Советскому Союзу равносильно воспоминаниям об ушедшем председателе товарищества садоводов и огородников, который был прекрасным человеком, прожившим долгую, и местами счастливую жизнь, с упоением возделывая свой огород, был бесконечно добр к своим детям и внукам, но совершенно равнодушен к остальным дачникам".
    ...Это даже очень-очень мягко сказано. Хорошая статья!

    ОтветитьУдалить
  2. Я всегда очень деликатна в выражениях. Спасибо за комментарий.

    ОтветитьУдалить
  3. "Сокрушаться по Советскому Союзу равносильно воспоминаниям об ушедшем председателе товарищества садоводов и огородников..." Ну да, конечно, если учесть, что председателя убили, а товарищество разграбили и оболгали... Почему о колбасе, тряпках вспоминаете, а о том, что дети могли спокойно гулять во дворах одни, могли заниматься в разных секциях и кружках бесплатно, могли не бояться всяких наркоманов, бомжей и прочих полицейских, о том, что люди относились друг к другу по-человечески, о прочих нормальных проявлениях человеческих взаимоотношений даже и не вспоминаете? Другие приоритеты сейчас...Короче, без всякой деликатности КГ/АМ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Потому что я сама была ребенком и это воспоминания не взрослого человека, озабоченного подобными вопросами.
      Насчет спокойствия прогулок детей одних - спорный вопрос. Конечно педофилов возможно было на порядок меньше, а возможно мы просто об этом не знали, потому что в газетах и по ТВ нам внушали только оптимистичные новости. В моей жизни было 3 случая, от которых меня уберег Господь. В возрасте примерно 8 лет на улице незнакомый мужчина под предлогом изъятия жевачки из волос позвал меня к себе домой. В мои 11 лет передо мной распахнул свое пальто эксгибиционист, а в 13 лет я убегала от насильников. Я не считаю Это спокойной обстановкой!
      Я согласна, что приоритеты сейчас сместились и моральная обстановка оставляет желать лучшего, человеческие отношения изменились, но и утверждать, что сейчас все плохо, а тогда было все хорошо - в корне неверно!

      Удалить
    2. Сударыня, не знаю, зачем я с Вами спорю, но и Ваш опус, и Ваш ответ не только нелогичны, но и содержат прямую ложь. Во-первых, это воспоминания взрослого человека, во-вторых, я не говорил про педофилов, в-третьих, я не утверждал, что "сейчас все плохо, а тогда было все хорошо". Но если у Вас есть, что сказать про то, что сейчас действительно хорошо, я бы послушал...Только боюсь, что если Вы не будете "передергивать" информацию, то вряд ли сможете хоть что-то сказать.

      Удалить
    3. Возможно я не совсем понятно выразилась - это воспоминания взрослого человека, бывшего тогда дитем, а не взрослым.
      Спорить с Вами я не буду, во-первых, потому что каждый волен иметь свое собственное, отличное от другого мнение; во-вторых, потому что спорить с анонимусом, пусть даже имевшим старание прочесть мои заметки, это верх идиотизма (на моя взгляд), ну и наконец в-третьих, потому что у меня есть и другие воспоминания о Советском Союзе, и если они не напечатаны, это не значит, что их нет совсем.

      Удалить
  4. Сударыня, Вы не более понятно выражаетесь и сейчас. Главное, чтобы Вы понимали, с какой целью Вы вообще выражаетесь. А от того, что Вы назвали себя Ester_swan, Вы не стали менее анонимны, чем я.

    ОтветитьУдалить